В рамках спецпроекта «Супергерои» T&P поговорили с Владимиром Ковальским, которому суждено было стать врачом, но, вопреки мнению семьи, он пошел в программисты. После стажировки в Японии, где он занимался системами компьютерного зрения, он придумал и создал платформу для управления частными клиниками, которая должна стать основой экосистемы частного российского здравоохранения.
Владимир Ковальский, 32 года
Совладелец и генеральный директор компании Medesk, выпускник Тихоокеанского государственного университета, проходил стажировку в Токийском университете.
«В девятом классе мне подарили компьютер, и я сразу же увлекся программированием»
Я родился в Хабаровске, в медицинской династии. Не только мои родители, но и бабушки, дедушки, дяди и тети были врачами. Они ожидали, что я выберу ту же профессию, и я сам к этому готовился — дополнительно занимался химией и биологией, например. Но чем дальше, тем больше понимал, что это не мое. В девятом классе мне подарили компьютер, и я сразу же увлекся программированием, стал призером городских олимпиад. Родителям было сложно принять это, но в итоге они смирились и я пошел учиться в Хабаровский политехнический университет (сейчас Тихоокеанский государственный университет) на программиста.
На четвертом курсе к нам в вуз пришли представители японской компании Accretech (Tokyo Seimitsu) — они отбирали студентов на стажировку, чтобы привлечь молодых перспективных сотрудников. Конкурс проходил в двух вузах Хабаровска. Несколько человек, включая меня, прошли от нашего университета, и двое — от Дальневосточного государственного университета путей сообщения. Один из них, Дмитрий Лазуткин, позже стал моим бизнес-партнером.
Все лето до стажировки мы потратили на изучение японского, а в сентябре, когда мои однокурсники пошли на пятый курс, мы уехали в Токио. Компании нужно было, чтобы мы могли свободно говорить на японском, поэтому на изучение языка уходило семь-восемь часов в день. После этого мы вместе с японскими студентами шли на лекции по специальности (естественно, на японском) — computer science, программирование, другие профильные предметы. Это было непросто. Чего мы только не делали: и фотографировали доску после учителя, и записывали видео с уроков, и совместно занимались переводом учебной литературы — все было на японском и для японцев. Такая практика полного погружения дорогого стоит и быстро поднимает уровень владения языком. Вечером мы ехали в компанию, которая привезла нас, и работали там, знакомясь с их задачами и процессами.
«Мы делали ошибки, типичные для стартаперов, хотя даже не знали тогда этого слова»
После практики я вернулся в Россию, в Хабаровск. В это время Дима все еще жил в Японии. Однажды он сломал руку и попал в местную больницу. Шел 2007 год, и его поразило, насколько все было автоматизировано в токийской клинике. Там никто не ходил из кабинета в кабинет с огромной историей болезни: у каждого в руках была пластиковая карточка, пациент подходил с ней к кабинету, проводил по кардридеру, и вся информация о нем тут же оказывалась на мониторе у врача. К этой карте были привязаны все назначения, информация о работодателе и страховой компании. Родители Димы тоже были врачами, поэтому о том, как выглядят российские медучреждения (и в том числе как они устроены изнутри), он знал хорошо. Если в Москве к тому моменту уже появлялись какие-то первые системы для автоматизации работы в клиниках, то на Дальнем Востоке ничего подобного не было в принципе.
Когда Дима вернулся в Россию, мы встретились, он много рассказывал мне о том, насколько велик разрыв между медицинским сервисом в Японии и у нас. Из этих разговоров и родилось решение делать свой бизнес на пересечении IT и медицины — информационную систему для управления частными клиниками. Мы провели среди родственников допрос с пристрастием о том, какой должна быть такая система, и пошли искать клиники, которым было бы интересно с нами поработать и
Начиная свой бизнес, мы делали ошибки, типичные для стартаперов (хотя даже не знали тогда этого слова). Как типичные учредители-программисты, мы нанимали на работу только программистов и занимались кучей проектов сразу. В Японии мы работали в компании, которая разрабатывала глаза роботов — системы для обработки и анализа изображений и видео. Вдохновленные тем, что видели, мы решили внедрять новые технологии у себя в регионе. Мы создали систему для диагностики состояния дорог — камеру, которая ставится на машину. Машина проезжает по дороге, а после из видео с камеры собирается трехмерная картинка дорожного покрытия. Мы активно продвигали наш продукт, даже приняли участие в региональном форуме. Я рассказывал там, что image processing непременно станет основой становления экономики Дальнего Востока. Мы проводили телемосты с Японией, привозили делегации, ездили в Японию сами. Ходили по крупным заводам и фабрикам, ожидая, что им всем срочно нужна автоматизация. Разумеется, директора отвечали нам, что проблемы их интересуют совсем другие, а способы решения проблем не так инновационны, как хотелось бы.
«Ни в коем случае нельзя терять фокус и заниматься несколькими проектами одновременно»
За два года, к 2010-му, мы набрали около 15 сотрудников, и все они были программистами. Ни одного продавца, ни одного маркетолога у нас не было. Все сотрудники писали код параллельно для пяти разных проектов. Помимо обработки изображений и медицинской системы, была еще платформа для создания приложений, программа СМС-рассылок и софт для измерения объемов угля в угольных разрезах для местной энергетической компании. К проектам прилагались гигантские технические задания, огромные объемы работы и нулевой бюджет. Этот этап работы стал отличным примером того, как ни в коем случае нельзя делать: терять фокус и заниматься несколькими проектами одновременно.
В

В 2012 году мы запустили первую облачную версию Medesk, примерно тогда же я женился. Моя жена веб-дизайнер, и все внешнее оформление первых версий системы делала именно она. У нас фактически образовался семейный подряд: я много программировал, а она занималась внешним видом продукта. В результате мы существенно экономили ресурсы на разработке продукта, и в 2013-м выпустили уже вторую облачную версию. В ней мы сделали разделение данных на персональные и обезличенные. Если первые обязательно хранить локально, в клинике, то вторые отправляются в облако. Врач в клинике, работающий через специальный модуль, видит фамилию пациента. А если он подключится к системе из дома, он узнает только, что пациент — мужчина, ему 29 лет, у него астма. С этой обновленной версией системы мы решили свернуть все остальные проекты, ехать в Москву и продавать наш продукт на всю Россию.
В Москве мы довольно быстро попали в акселератор, выяснили, в чем были наши ошибки, продумали бизнес-модель и концепцию. Создавая систему изначально, мы делали ее в первую очередь удобной для врачей, и чем больше мы работали с клиниками, тем больше понимали, что, решая задачи медиков, наша система очень мало помогает тем, кто принимает решение о ее покупке, — управленцам частных клиник и главным врачам. Они, как показал опыт, покупают в первую очередь развернутую статистику, качественную аналитику и красивый интерфейс. Тогда мы решили все переписать, сделав упор на
Третья, обновленная версия Medesk вышла в 2015 году, мы сразу начали ее активно продавать. И это получается вполне успешно. Возможно, потому, что мы отличаемся от конкурентов в базовых принципах. Нашей задачей изначально было не создание программы для сбора статистики и
Наличие готовой экосистемы поможет новым участникам рынка предоставлять свои решения сразу на весь пул наших клиентов, не проходя тот же путь, который преодолели мы. Если у нового продукта будет ценность, клиника «проголодается рублем» и этот партнерский проект будет масштабирован на всех.
«Под конец жизни нас не будет заботить чужое мнение, мы не будем думать о любимом сериале и нам будет плевать на нашу прическу»
В Medesk было вложено очень много сил и работы. Фактически рабочий день у меня не имеет начала и конца — я могу работать и сразу после подъема, и в течение всего вечера до глубокой ночи. Но для меня это уже давно не работа, это образ жизни. Список задач и улучшений настолько интересен, что им можно заниматься все свободное время. Днем я постоянно общаюсь с коллегами, в первую очередь с руководителями всех подразделений компании. Моя основная задача — вовремя находить сложности и проблемы, с которыми они сталкиваются, и в максимально сжатые сроки предлагать решение. Я полностью разделяю мнение о том, что первостепенная задача руководителя — помощь сотрудникам в построении продуктивного режима работы и возможности максимально сосредоточиться на том деле, в котором они являются экспертами.
Несмотря на плотный график, у меня всегда находится 20–30 минут на интенсивную тренировку с утра и
Развитие проекта всегда происходит этапами: после дополнительных усилий за плато следует рост. Главное — постоянно видеть цель и не сдаваться, никогда и ни при каких обстоятельствах. Под конец жизни нас не будет заботить чужое мнение, мы не будем думать о любимом сериале и нам будет плевать на нашу прическу. Единственный вопрос, который нас будет волновать, — «Сделал ли я все возможное, чтобы жить по своим правилам?».