В рамках спецпроекта «Супергерои» T&P поговорили с Оксаной Гошвой, которая открыла собственное PR-агентство в 23 года, а спустя восемь лет не побоялась испытать собственную самооценку и пошла получать степень MBA, начала активно интересоваться инновационным менеджментом и после выпуска создала компанию именно такого профиля.

Оксана Гошва, 34 года

директор и основатель компаний Hoshva PR, Hoshva DGTL и DOT_DOT Innovation, преподаватель Киевской школы экономики и Львовской бизнес-школы

«Я не была готова инвестировать полгода жизни в GMAT»

Я начала предпринимательскую деятельность в 2005 году, а на MBA пошла в 2013 году. По своему диплому я бакалавр бизнес-администрирования, училась в Киеве в Международном университете. Однако мое профессиональное становление состоялось в сфере связей с общественностью: я работала PR-директором на музыкальном канале, потом руководителем PR-проектов в локальном PR-агентстве, а также параллельно занималась фриланс-проектами. К идее создания своего бизнеса я пришла не так, как авторы современных стартапов: они целенаправленно ищут возможности для бизнеса, пытаются закрыть неудовлетворенные потребности, а мне было интересно запустить свое PR-агентство на базе собственного профессионального опыта. И открыла я это агентство довольно рано, в 23 года.

Задумавшись об MBA, я сначала ориентировалась на INSEAD или London Business School, а о IE тогда просто не знала. Узнав, что для поступления надо сдавать GMAT, я отправилась готовиться к нему в MBA Strategy. И там меня ждал большой стресс: математика настолько не моя дисциплина, что я даже на какое-то время решила отказаться от идеи получать бизнес-образование. Я не была готова инвестировать полгода своей жизни в то, чтобы утром и ночью готовиться к сдаче GMAT, который мне потом в жизни едва ли пригодится.

Потом, в ноябре 2012 года, в IE поступила моя подруга — GMAT, к счастью, сдавать было не надо. Я посмотрела рейтинги европейских бизнес-школ и поняла, что IE устраивает меня по всем параметрам. Во-первых, у этой школы предпринимательский профайл. Во-вторых, она предлагает модульные программы, которые позволяли бы мне не отрываться от собственного бизнеса. Я отправила запрос в IE, и мне ответили, что в апреле 2013 года планируется первый весенний набор в дополнение к осеннему — если я достаточно оперативно подам документы, я смогу на него попасть. Это было очень неожиданно для меня — однако, как и во всех креативных процессах, дедлайн сыграл свою конструктивную роль. Я быстро заполнила анкету, получила рекомендательные письма, прошла собеседование и не успела оглянуться, как уже полетела в Мадрид на церемонию старта учебы.

«Первые два семестра я каждые две недели летала в Мадрид»

Оглядываясь назад, я не понимаю, как я все успевала: прямой рейс от Киева до Мадрида отнимает 4,5 часа, а с пересадкой еще дольше. Первые два семестра я каждые две недели летала в Мадрид на два дня, чувствуя себя в самолете почти как в маршрутке. Последний семестр прошел в другом формате: сначала учеба в Сан-Франциско, потом в онлайне. Что касается контента обучения, мне сложнее всего давались курсы, связанные с финансами. За восемь лет управления своим бизнесом я привыкла ощущать себя самым компетентным человеком по сравнению со своими сотрудниками, а финансовые дисциплины на MBA стали серьезным испытанием для моей самооценки.

Меня часто спрашивают, как получение MBA повлияло на мою профессиональную деятельность. Это сложно объяснить — это надо пережить на собственном опыте. Даже будучи владельцем собственного агентства, я долгое время оставалась просто PR-специалистом, у которого есть своя компания. Мне же хотелось вырасти в полноценного руководителя, менеджера, директора. MBA дала мне возможность начать воспринимать себя как серийного предпринимателя. На момент начала учебы в IE у меня были две компании: PR-агентство и агентство по digital marketing. Во время учебы я начала активно интересоваться инновационным менеджментом, после выпуска создала компанию именно такого профиля и сейчас ее развиваю. На сегодняшний день у меня сформировалось четкое видение дальнейшего развития своей группы компаний. В частности, мне хочется получить опыт ведения бизнеса вне Украины.

После того как я получила диплом MBA, Киевская школа экономики пригласила меня сначала разработать, а потом преподавать курс по менеджменту инноваций, а Львовская бизнес-школа пригласила прочитать модуль на программе магистерского уровня по инновациям и предпринимательству. Студенты в какой-то момент ходили жаловаться на меня в деканат, потому что я очень строгая. Мне, честно говоря, хотелось бы поучиться преподавать — это ведь тоже в своем роде искусство и наука. Надо понимать, как правильно создавать курсы и какие методики использовать, чтобы студенты получали максимальную отдачу от учебы.

«Мы находились в атмосфере постоянной интеллектуальной стимуляции»

К сожалению, я заметила, что в Украине студенты не настолько ответственно относятся к учебе на MBA, насколько это было у нас в IE. Я сейчас говорю не о какой-то конкретной школе, а об общей тенденции. Мы в IE не позволили бы себе опоздать на занятия даже на пять минут, даже мысль такая не могла возникнуть! В международных бизнес-школах я никогда не встречала студентов MBA, которые бы жаловались, что их задержали на 15 минут, — ведь это же здорово, если преподаватель или приглашенный спикер бесплатно продолжают тебе что-то рассказывать. Конечно, если группа большая, 35–40 человек, в ней обязательно найдутся один-два студента, которые могут затеряться на общем фоне, не выполнять домашние задания, не участвовать в групповых обсуждениях. У нас в IE в группе было 16 человек, и каждый очень ответственно относился к учебе. Правило было такое: если ты не приходишь на пару по каким-то очень важным причинам, ты обязательно согласовываешь это с профессором заранее. Мне очень понравилась эта культура уважения к своему времени и к времени профессора.

Во время учебы мы находились в атмосфере постоянной интеллектуальной стимуляции. Это было непривычно: в жизни такую концентрацию умных, сильных, амбициозных людей в одном месте и в одно время нечасто можно встретить. Для поддержания этой интеллектуальной стимуляции после получения диплома мы регулярно встречаемся в клубе выпускников. Наши встречи проходят в том числе в формате разбора кейсов: кто-то один заранее готовит кейс по своему бизнесу, рассылает его остальным, а затем мы встречаемся и обсуждаем.

Я не замужем. Во время учебы мне было проще успевать, чем тем, у кого есть семья, — мне приходилось делить свое внимание только с работой. Можно, наверное, пойти на MBA, чтобы удачно выйти за выпускника бизнес-школы. Но со мной возврат инвестиций в таком виде не произошел :)